В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) во всех образовательных организациях введен новый формат образовательных отношений – организацию дистанционных занятий. Образовательным организациям в данный период рекомендовано использовать единое цифровое пространство для общения, контента, заданий и приложений, позволяющее педагогам организовать динамичную среду обучения, регламентировать движение обучающегося в образовательном пространстве.
Проведенный среди студентов 23 апреля 2020 г. анонимный публичный опрос показал, что за дистанционный формат обучения проголосовали 10%, затруднились ответить – 40%, против – 50%.
Респонденты отметили, что новая реалия образовательных отношений имеет ряд преимуществ:
организационные:
исключение дороги на работу в душном транспорте и передвижений по городу, значительная экономия времени;
возможность совмещать бытовые дела с работой;
самостоятельное планирование своего дня;
выполнение профессиональных задач более сконцентрировано в индивидуальном темпе в удобное время и в домашних комфортных условиях;
возможность оперативно преобразовать и увеличить/уменьшить объем учебного материала, обогатить готовыми видео и аудиозаписями;
на выполнение учебных заданий студентам дается больше времени и ресурсов;
психологические и психофизические: уединение от суеты; развитие самоорганизации, самостоятельности и самодисциплины; повышение ответственности и соблюдение дедлайна; более свободный формат ведения работы, что увеличивает вероятность создания нестандартных решений и новых идей;
технические: мобильность и оперативность в получении и передаче информации благодаря внутрикорпоративному порталу; отсутствие бумажной работы и необходимости распечатывать документы, материалы к занятиям.
Кминусам обучения с использованием электронных образовательных ресурсов респонденты отнесли:
организационные:
значительно увеличивается объем работы, задач и времени на подготовку к занятиям и проверку заданий;
невозможность расставить смысловые акценты в передаваемой информации, обратить на что-то особое внимание, выразить собственное отношение к какому-либо обсуждаемому вопросу;
проводить тренинги, формировать и способствовать проявлению компетенций работы в команде, совместном творчестве и пр.
психологические и психофизические: ГИПОДИНАМИЯ, неравномерность физической и интеллектуальной нагрузки; нехватка визуального контакта с собеседником, ясной обратной связи, устной коммуникации, упразднение живых эмоций; ослабление межличностных и коммуникативных связей;
технические: зависимость от техники (характеристик компьютера) и интернета (качества сигнала); необходимость обеспечения постоянного доступа в интернет; повышение угрозы кибербуллинга; проблема сохранности авторского права.
С. В. Велиева