22 апреля в 16:00 в авторском клубе в рамках «Дней науки МГПУ – 2020» состоялось седьмое дистанционное заседание постоянно действующего семинара «Что такое деятельностый подход в образовании», в котором приняли активное участие преподаватели кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Баранова Э.А., Велиева С.В., Илларионова И.В., Мустафина А.Р.
Университетский семинар стал площадкой дискуссии вокруг внедрения в российскую систему образования идей Л. С. Выготского и его последователей: А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других наших выдающихся соотечественников. Причиной появления дискуссии стало осознание факта, что сами термины «деятельность» и «деятельностный подход» по-разному понимаются специалистами образования всех уровней, что тормозит практику реализации ФГОС. Университетский семинар выбрал для своего формата четыре точки полярности, два вектора: «практика – теория» (темы заседаний) и «дискуссия – погружение» (формат семинара). Это позволяет охватывать очень разные сферы, задавать значительный объем и широту обсуждения. При этом строго удерживается фокус семинаров, чтобы за поиском нового не размывалась проблематика дискуссии.
Трансляция онлайн-события Университетского семинара МГПУ на тему «Содержание возрастов и возрастных переходов в антропологической теории развития» проходила под руководством профессора Б.Д. Эльконина.
На семинаре выступил доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Иванович Слободчиков, который сделал краткое вступление о содержании возрастов и возрастных переходов в антропологической теории развития.
В ходе онлайн-события обсуждались вопросы интегральной периодизации общего психического развития,затронуты проблемные вопросы об отношении внешних (средовых) и внутренних (имманентных) источников психического развития. Довольно интересным было раскрытиесодержания понятий «событийная общность» и «пространство развития субъекта», «психология психики» и «психология человека», рассмотрено соотношение понятий «информация» и «знание», «продукт» и «результат» развития, практики «расчеловечивания» и «очеловечивания». Семинар прошел в форме открытой и динамичной дискуссии по материалам работ В.И. Слободчикова по статьям:
В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Интегральная периодизация общего психического развития» (Вопросы психологии, №5, 1996);
В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Антропологический принцип в психологии развития» (Вопросы психологии, №6, 1998).
Виктор Иванович отметил также, что на современном этапе остался, пожалуй, единственный корпус НАСТОЯЩИХ педагогов – воспитатели дошкольных учреждений!
С.В. Велиева